Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

В настоящее время любая компания, которая хочет обеспечить стабильный рост и прибыль, должна иметь продуманный финансовый менеджмент. На практике это означает, что система управления денежными ресурсами должна содержать множество видов выполнения работ. В то же время, для того чтобы современный финансовый директор справлялся с задачами, ему необходимо обладать обширными знаниями, а также иметь богатый опыт в различных областях управления.

В этой связи наша статья нацелена на то, чтобы систематизировать информацию о финансовом менеджменте, а также для того, чтобы описать концепции и методы его организации.

Финансовый менеджмент – система мероприятий, направленных на формирование капитала организации и распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход. Это играет важную роль в компаниях, так как для успешной деятельности и увеличения рыночной стоимости нужны деньги и четкая стратегия управления денежными средствами. Финансовый менеджмент является главным аспектом управления предприятием, от которого зависят успех и конкурентоспособность бизнеса.

Функции финансового менеджмента включают:

  • Увеличение прибыли компании за счет грамотного управления оборотными и внеоборотными активами;
  • Обеспечение роста рыночной стоимости предприятия через умелое инвестирование;
  • Предупреждение банкротства и сокращение финансовых рисков путем выявления и предотвращения негативных событий и разработки плана минимизации ущерба, если они все же наступят;
  • Сокращение расходов, например, с помощью налогового планирования;
  • Рациональное распределение финансовых ресурсов, чтобы все активы компании приносили пользу;
  • Укрепление положения компании на рынке через лидерство в своем сегменте и освоение новых направлений.

Отметим, что за организацию финансового менеджмента на предприятии отвечает финансовый директор. Финансовый директор должен иметь управленческий опыт, знать теорию и методы менеджмента, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.

Организация менеджмента: методы и концепции

Финансовый менеджмент - важная составляющая успеха любой компании, особенно организации. Чтобы достигнуть желаемых целей, финансовый директор использует различные методы управления денежными ресурсами, каждый из которых имеет свои преимущества в зависимости от конкретной ситуации. Вот некоторые основные методы финансового менеджмента:

  • Планирование и прогнозирование - ключевой метод финансового менеджмента, ведь это даёт представление о том, сколько денег нужно для развития бизнеса. Планирование - точный расчет на основе данных бухгалтерской отчетности и других достоверных сведений. Прогнозирование - это определение тенденций развития бизнеса на несколько лет в будущем.
  • Налогообложение - в налоговом законодательстве постоянно происходят изменения, но знание нормативных актов и умение их оперативно применять помогут избежать нарушений. Оптимизация налогообложения также является важным методом для сокращения расходов компании.
  • Кредитование - собственных денежных ресурсов иногда не достаточно для развития бизнеса. Однако, необходимо тщательно рассчитать перспективы и последствия такого решения.
  • Самофинансирование - это метод обеспечения повседневных потребностей компании за счет собственных средств. Это позволяет компании иметь необходимое количество ресурсов для бесперебойной работы.
  • Страхование - бизнес не может существовать без рисков. Страхование, один из наиболее надежных методов защиты от непредвиденных потерь.
  • Ценообразование - правильное установление цен на товары и услуги важно, поскольку ошибки при установлении цен могут приводить к потерям и недополученной выгоде.

Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте применяются особые подходы – концепции. Вот некоторые примеры концепций финансового менеджмента:

  • Концепция денежного потока - поскольку любая финансовая операция связана с движением денежных средств, в концепции денежного потока оценивается каждая операция и активы компании с точки зрения величины и направления потока, который они создают.
  • Концепция эффективности рынка предполагает, что цены на финансовые инструменты зависят от информации, которая поступает к инвесторам, что делает невозможным предсказание объективной стоимости активов заранее.
  • Концепция альтернативных расходов - этот подход состоит в оценке затрат, отказ от выбора одного инвестиционного проекта означает отказ от других вариантов вложения капитала. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек.
  • Концепция взаимосвязи доходности и риска - каждый способ получения прибыли несет в себе определенную долю риска, поэтому финансовый директор должен найти компромисс между доходностью и риском.

Кроме базовых концепций финансового менеджмента, есть множество других подходов к отдельным сторонам управления, таких как концепции агентских отношений, оценки стоимости капитала и временной ценности.

Важнейшие компоненты

Для применения концепций и методов финансового менеджмента на предприятии используются различные инструменты. Среди них основными являются:

  1. Финансовый анализ и мониторинг. Основным принципом этого метода является оценка экономического положения предприятия, платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Анализ основывается на данных, полученных из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Анализируются текущие показатели и данные за предыдущие периоды. Финансовый анализ позволяет определить перспективы бизнеса, планировать распределение ресурсов, выявлять потребность в финансировании и принимать обоснованные решения.

  2. Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Предприятия, работающие с активами или обязательствами в иностранной валюте, часто сталкиваются с возможностью потерь из-за валютных колебаний. Анализ и контроль помогают разработать наилучшую стратегию валютных операций и минимизировать риски потерь.

  3. Финансовый контроль. Необходим, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, соблюдение бюджетов и соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и снизить затраты.

  4. Отдельно следует отметить роль IT-решений в современном финансовом менеджменте. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, повышает точность операций, упрощает взаимодействие с партнерами и клиентами и, в конечном итоге, способствует увеличению прибыли. В настоящее время эти цели достигаются при помощи ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).

Финансовый менеджмент необходим для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Хорошо продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их наиболее эффективно для роста компании и увеличения прибыли. Роль финансового директора многогранна: он ежедневно должен решать самые разнообразные задачи, поэтому к его компетенциям предъявляются высокие требования.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *