Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.

Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:

  • от 2000 до 5000 рублей для граждан,
  • от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
  • от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
  • от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.

Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.

В 2023 году в России будут внесены изменения в Правила противопожарного режима (ППР). Это не первые изменения в ППР, которые были внесены в последнее время. Например, в 2017 году были введены изменения, связанные с ответственностью за возгорание сухой растительности на территории сельскохозяйственных и лесных зон, а также на территории земельных участков в сельской местности.

Весной 2019 года Правительством РФ было принято постановление о внесении очередных изменений в ППР. Осенью же того же года были внесены дополнительные изменения в требования пожарной безопасности. Изменения касаются как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Были также уточнены запреты на курение. А именно, курение на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но только в специально отведенных местах, а именно курилках.

Последние изменения, внесенные в ППР, касаются уведомления зрителей. Так, согласно последним требованиям, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление должно быть сделано через трансляцию речевого сообщения или демонстрацию видеосюжетов перед началом сеансов в кинозалах о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.

Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.

Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.

В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.

В соответствии с изменениями 2021 года, ППР, которые на данный момент действуют в России, возлагают на руководителей организаций и собственников объектов ответственность за самостоятельное определение зон возможного возгорания и обеспечение достаточного количества огнетушителей соответствующего типа.

Например, при проведении общего анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава, количество и тип огнетушителей определяется на основе наименования объекта защиты (таких как электровоз, тепловоз, вагон и другие), его размеров (например, поезд или секция) и класса возможного пожара, а также огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбираются в соответствии с нормативами, указанными в Приложении 2.1 ППР, учитывая упомянутые критерии.

При обеспечении безопасности технологического оборудования, выбор типа и количества огнетушителей проводится с учетом технической документации (ТУ или паспортов), содержащей информацию о правилах противопожарного режима при эксплуатации указанных средств тушения. Также необходимо учитывать температуру воздуха на объекте.

В случае возможной угрозы возникновения различных типов пожаров в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в различных областях.

Согласно нововведениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны иметь, помимо огнетушителей, также средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения для каждого члена бригады. Количество средств защиты должно соответствовать количеству работников на бригаде.

Действующие в России правила противопожарной безопасности предписывают организациям и собственникам объектов самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей необходимого типа.

В ходе общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество и тип огнетушителей зависят от площади помещения, характеристик горючих веществ и наличия открытых зон. Кроме того, при определении количества и типа огнетушителей учитываются три критерия: огнетушащая способность устройства, категория помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.

Рекомендации по выбору огнетушителей

Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.

При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.

Одно из главных правил пожарной безопасности – правильный выбор огнетушителей в зависимости от класса пожара и категории опасности объекта. Для этого необходимо ориентироваться на Приложения 1 и 2 ППР, где прописаны необходимые нормы. Количество и тип огнетушителей будет зависеть от этих норм, поэтому так важно ознакомиться с ними. Не забывайте обеспечить свой объект необходимым количеством огнетушителей для предотвращения пожаров и минимизации рисков взрывов.

Что должен знать владелец объекта о правилах противопожарного режима? Действующие правила содержат не только общие нормы, но и специальные требования для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, то для определения нормы по количеству огнетушителей площади всех помещений складываются. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м2 могут не оснащаться огнетушителями, если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения. При необходимости количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов должны оснащаться углекислотными или хладоновыми огнетушителями.

Помимо регламентации видов и количества огнетушителей, ППР также устанавливают требования к их размещению. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания. Требования зависят от категории и типа охраняемого объекта, а также высоты расположения средств первичной защиты, которая не должна превышать 1,5 м.

Если вы являетесь владельцем объекта, то должны знать, что именно вы несете ответственность за соблюдение правил противопожарного режима в организации. Вашими обязанностями в этом случае являются оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. В организации должен вестись специальный журнал для этой цели.

Согласно изменениям от 7 марта 2019 года, к обязанностям руководителя добавилось обеспечение железнодорожного подвижного состава огнетушителями в соответствии с приведенными нормами. Не стоит забывать, что используемые средства должны иметь паспорт от изготовителя и порядковый номер. Все огнетушители на предприятии должны быть опломбированы, а именно на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя должна быть установлена пломба с идентификационным номером, месяцем и годом зарядки. При ее срыве или повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку, иначе на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима. Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам и заставить владельцев заботиться об имуществе. Государству остаются только функции контроля. Такой подход является необходимым для предотвращения многочисленных жертв в случае несоблюдения первичных мер противопожарной защиты.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *