Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Тема цифровой трансформации в бизнесе обсуждается все активнее сегодня. Ее рассматривают как неотъемлемый элемент в новой информационной эре, без которого компании рискует потерять свое будущее. Тем не менее, не все до конца понимают, что это такое и как она работает. Существует несколько определений данного явления, и выбрать правильное не так просто. Давайте разберемся, что такое цифровая трансформация, зачем она необходима, какой эффект она оказывает на предприятие и какие технологии применяются в процессе ее реализации.
Цифровая трансформация: суть и охват
При обсуждении цифровизации многие считают ее лишь внедрением информационных технологий в бизнес. Однако наличие ИТ-систем и автоматизация бизнес-процессов - это не главное в цифровой трансформации. В это понятие входит не только технологическая сторона, но и серьезные изменения в самом бизнесе.
Действительно, слово "трансформация" говорит о глубинном изменении бизнеса. Принципы развития компании, ее стратегия, культура корпоративного общения, продукты и услуги - все меняется. В цифровую трансформацию входят как технические, так и организационные изменения.
У многих компаний на пути к цифровой трансформации лежит использование платформенных решений - создание цифровой экосистемы, которая объединяет все службы компании и обеспечивает эффективное изменение процессов внутри организации.
Цифровая трансформация является актуальной проблемой не только для коммерческой сферы, но и для многих других областей деятельности - медицины, образования, культуры и государственного сектора в целом. Она работает на увеличение эффективности во всех областях и может стать одной из национальных целей развития в России до 2030 года, как это установлено Указом Президента от 21 июля 2020 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Технологии и процесс цифровой трансформации бизнеса
Современный мир активно развивается в сфере цифровой трансформации бизнеса. Однако, по мнению экспертов, чрезмерно завышенные ожидания, связанные с так называемыми прорывными технологиями, являются не обоснованными.
Сегодня на пике популярности находятся технологии, которые называют прорывными: большие данные, искусственный интеллект, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Их разнообразие охватывает различные сферы деятельности, и каждой из них можно найти применение в бизнесе.
Big Data - это одна из таких технологий. Это серия подходов к хранению и обработке огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Большие данные - это "топливо для новой цифровой экономики", по-мнению программы Евросоюза "Горизонт 2020". Технологии обработки больших данных актуальны для всех сфер бизнеса.
Микросервисы - это особый подход к архитектуре приложений. Функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Такой подход обеспечивает легкость внесения изменений и масштабирования систем, что создает все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также активно развиваются. Компьютерные программы и сервисы уже умеют рекомендовать товары в соответствии с личными предпочтениями, проводить собеседования, выполнять диагностику состояния здоровья и многое другое. Эти технологии проникают во все сферы экономики и уже в настоящее время способны изменить мир.
Облачные технологии - это еще один пример технологии, которая дает массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность - это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели: сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - это виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они позволяют предсказывать будущее состояние оригинала, используя текущие данные и различные возможности искусственного интеллекта. Цифровые двойники находят применение в промышленности, используясь для моделирования производственных процессов и различных объектов.
DevOps - это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. В ее рамках используется набор практик, которые обеспечивают быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Однако лоскутная цифровизация или точечное внедрение модных технологий для решения отдельных задач не приведет к цифровой трансформации бизнеса. Необходимо создание цифровой экосистемы, которая полностью изменит бизнес-модель. Не обязательно внедрять все технологии сразу, важно выбирать то, что оправданно именно в данной ситуации. Возможно, он будет похож на уже реализованный пример цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
Компания «Алроса» - крупнейший производитель алмазов в России. У нее возникли задачи, которые нужно было решить: подтвердить происхождение своей продукции, установить свои стандарты качества, повысить прозрачность и эффективность торговли, а также укрепить сотрудничество с клиентами и партнерами. Основной мерой для их решения стало создание платформы для трейсинга алмазов с цифровыми паспортами камней. Платформа имеет сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Благодаря подтвержденной истории происхождения камней, компания получила конкурентное преимущество, расширила каналы сбыта с помощью интеграции с партнерами и торговыми площадками. Кроме того, созданные паспорта камней помогли продвижению собственных стандартов. Она стала основой для новых приложений и сервисов.
В наше время все компании сталкиваются с выбором - либо следовать навстречу цифровой трансформации, либо не изменяться и упускать свое место на рынке. Однако, необходимо понимать, что цифровая трансформация требует полной смены бизнес-модели, а не просто механического наложения IT-сервисов на существующие процессы. Для успешной цифровой трансформации организация должна быть готова к переменам.
Фото: freepik.com