Каменев К.В., врач-хирург. Мы — хозяева своей смерти?
*доклад на церковно-общественном форуме ХII Епархиальные Табынские чтения ** Каменев К.В., — врач-хирург РКБ им.Г.Г.Куватова.
*доклад на церковно-общественном форуме ХII Епархиальные Табынские чтения
** Каменев К.В., — врач-хирург РКБ им.Г.Г.Куватова.
Современное общество сейчас очень быстро развивается. Внедряется масса новых, просто невероятных и фантастических технологий, которые порой ставят перед нами всё новые этические проблемы.
Это касается и сфер медицинской деятельности, что особенно приоритетно по причине взаимодействия с человеческой личностью (его психоэмоциональной сферой), воздействия на организм лекарственными препаратами, вмешательствами на органах и тканях человека (влияние на анатомическую структуру). Все эти особенности ставят медицинскую индустрию в особый формат, требующий деликатности и осторожности.
Общество привыкшее к потреблению и коммерческим отношениям (когда музыку заказывает тот платит), но при этом не всегда соответствующее нравственно-духовному эталону, к сожалению подливает масла в огонь, и создает новые морально-этические камни преткновения.
Вопросы касающиеся искусственного оплодотворения, косметологической коррекции тела, трансгендерные технологии, искусственного прерывания беременности и использования абортивного материала в косметологии, вопросы клонирования, суррогатного материнства, и даже смерти человека… Ведь согласно федеральному закону от 21.11.2011N 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 13.07.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) в статье 66 определением момента смерти человека является смерть его мозга (его биологической смерти).
Каждый из них стоит отдельного разговора и обсуждения, хотя напрямую и не связан с медициной, которая по определению, занимается предупреждением и лечением болезней человека.
Тема, которую решено затронуть сейчас, это легализация эвтаназии, т.е. вопрос легализации суицида при помощи медиков. Эта тема особо популярна на Западе, а с недавних пор и в России. Так кому это выгодно и как смотрит на эвтаназию христианство?
В переводе с греческого эвтаназия означает «благая смерть». Это понятие пришло из античных языческих времён, когда людей, чем-то обременявших общество, умерщвляли, не задумываясь. Вывозили в лес стариков, слабых детей сбрасывали со скалы, на поле боя свои же добивали раненых. Сегодня миру предлагают похожее действо как акт гуманизма.
Эвтаназия бывает нескольких видов:
Пассивная, когда пациента отключают от аппаратов жизнеобеспечения.
Активная, когда ему вводят или дают принять смертельное вещество.
Добровольная, когда человек сам даёт согласие умереть.
Принудительная, когда он находится в бессознательном состоянии, а за него принимают решение посторонние.
Из истории:
Первый врач, применивший в своей практике активную эвтаназию, был американец Джек Кеворкян получил прозвище «Доктор Смерть». Он спроектировал «машину самоубийства» — мерситрон. Этот аппарат подавал смертельную дозу анальгетиков и ядовитых веществ в кровь пациента.
На Западе есть сообщества, которые упорно отстаивают права граждан на эвтаназию. Причём не только смертельно больных людей, не имеющих шанса на выздоровление, но и физически здоровых субъектов. Поводом для эвтаназии рекомендуют признать депрессию, и просто разочарование и печаль. Чтобы не грузить психологов и священников своими горестями и плакать в подушку, предлагается просто сбежать в могилу.
Суицид в тренде
Несколько лет назад в Нидерландах презентовали техническую новинку для самоубийц – капсулу, куда ложится желающий расстаться с жизнью, после чего он нажимает кнопку и капсула наполняется жидким азотом. Её создатель Филип Ничке надеется, что со временем такие капсулы будут встречаться в городах на каждом углу, так же, как точки фастфуда. И каждый под настроение сможет ими воспользоваться.
Намыливать верёвку или резать вены – неэстетично и некомфортно. Предлагается «цивилизованное» решение с помощью смертельной вакцины или таблетки после трогательного прощания с родственниками и друзьями. А теперь ещё и капсула с азотом. Но начиналось всё с помощи неизлечимо больным…
Из фактов:
В Швейцарии эвтаназия разрешена в 1946 году. Другие страны последовали её примеру намного позже. С 2002 года эвтаназию ввели в обиход Нидерланды и Бельгия. C 2009-го – Люксембург, в 2015-м – Колумбия, Германия, Канада. Также самоубийство с помощью врачей разрешено в 6-ти штатах США. В этих штатах есть строгие правила: пациент должен быть старше 18 лет; ему остаётся жить не больше полугода; его смертельный диагноз должны подтвердить 2 врача; своё желание умереть пациент должен высказать 3 раза.
Отчасти, по человечески, можно понять тех, кто испытывает невыносимые мучения на больничной койке и готов на все, чтобы спастись от этого кошмара, хотя в христианской традиции страдания от болезни расцениваются как очистительные для души. Но западные страны заходят всё дальше в своём одобрении медицинского суицида. В Нидерландах оно дозволено детям 11-16 лет. А в Бельгии пришли к решению, что стать хозяином своей смерти ребёнок готов в любом возрасте. Представьте себе картину: заходит в комнату малыш лет пяти и заявляет родителям, что устал жить. А те отвечают, что он абсолютно прав, им тоже опротивел белый свет. Это противоестественно, и напоминает о «планировании семьи» с помощью абортов и стерилизаций в целях сокращения населения планеты.
Примеры самоубийств из-за пустяка сделают это явление привычным, а привычное не пугает. По статистике если в роду был самоубийца, в следующих поколениях потомки с большей лёгкостью убивают себя. Если такое станут постоянно показывать по телевизору, комментируя с одобрением, общество утратит инстинкт самосохранения. Люди разучатся решать элементарные проблемы – ведь есть возможность комфортно погрузиться в небытие.
Есть мнение, что одним из поводов для самоубийства является нищета: не можешь позволить себе дорогую одежду, услуги косметолога и прочие приятные мелочи – умри. В таком случае, люди начнут уходить в мир иной целыми семьями. Единичные случаи суицида могут перерасти в эпидемию.
Из статистики:
В Нидерландах сводят счёты с жизнью при помощи врачей более 5000 пациентов в год. В Швейцарии около 700. В Орегоне (США) – более 100. Стоит отметить, число таких процедур растёт с каждым годом.
Что думают в России?
В нашей стране почвой для эвтаназии являются некачественные паллиативные услуги – умирающим онкобольным не способны обеспечить достойный уход и предоставить мощные обезболивающие препараты. Родственники больного в отчаянии наблюдая его агонию мечутся по кабинетам, выбивая рецепты на морфий. Понятно состояние человека который вообще одинок. Судя по опросам, треть российских онкобольных задумывались об эвтаназии. Однако признавались, что этот выбор обусловлен страхом перед болью и бездушием окружающих. По шкале доступности обезболивания Россия находится на 38-м из 42-хмест в Европе.
Бесплатная эвтаназия снимет эту проблему, облегчив труд чиновников и медиков. Возникает логичный вывод необходимости развития хосписов и доступности лекарств для обречённых людей, независимо от их материального положения. Многие медики выступают против эвтаназии на том основании, что их профессия — бороться за человеческую жизнь, а не сокращать ее. Они заявляют, что откажутся выполнять эвтаназию, даже если она будет разрешена законом и их будут принуждать к этому.
Одним из аргументом «против» является ситуация, когда больной захочет изменить решение, но уже будет слишком поздно. Кроме того, болезнь могут признать ошибочно неизлечимой. Просьба об эвтаназии может быть принята под давлением или в результате обмана. Наконец, начав с добровольной эвтаназии умирающих, общество способно дойти до принудительного умерщвления нежизненоспособных младенцев, инвалидов, тяжелобольных и стариков. Не исключены и злоупотребления в этой области — например, есть опасность распространения под видом эвтаназии заказных убийств.
Кому на руку эвтаназия?
Когда в рыночных условиях какую-то идею начинают активно лоббировать, возникает вопрос: кому это выгодно? Ведь не может быть, чтобы только из добрых чувств некоторые деятели науки и политики жаждали свести в могилу тысячи людей.
Вот несколько «бонусов» эвтаназии:
Возрастут прибыли у ритуальных контор, крематориев и прочей кладбищенской индустрии.
Освободится много жилплощади после пенсионеров, от которых избавятся медицинским путём.
Станет проще разбирать людей на органы, подталкивая к смерти наиболее подходящих доноров.
Фармацевты заработают на новых смертельных препаратах, а изобретатели на новой технике для суицидов.
Станет возможным не бороться за сложных тяжелобольных.
А еще в мире появились эвтаназия-туры. Предлагаются поездки в Швейцарию, где разрешено делать эвтаназию иностранцам. Тоже интересный «бизнес».
Иудин грех.
Заповедь «не убий» относится и к самоубийству. Но история Церкви может напомнить, что были самоубийства во имя веры. В святцах описана не одна история о том, как девицы-христианки предпочитали покончить с собой, но не быть оскверненными варварами. Некоторые святые умирали прежде приговора, чтобы доказать преданность Христу перед языческими императорами. Перед ними ставили неразрешимый выбор — поклонение идолам или смерть. Порой люди добровольно шагали в костёр.
Но сегодня происходит обратное — наши современники убивают себя ради идолов — собственных эгоистических побуждений. Не с преданностью Богу покидают этот мир, а с отрицанием, с укором и ужасом. Поскольку не верят в жизнь вечную и не намерены бороться за свою душу, когда война за тело проиграна или быт не соответствует запросам.
Отношение христианства к суициду во многом определил поступок Иуды, который уничтожил себя. Его раскаяние выразилось в самоудушении. Но ведь был другой путь покаяния, как у святого апостола Петра трижды отрекшегося от Христа, и принявшим смерть мученическую, честную.
Как бы то ни было, самоубийство на Руси издавна называют «иудин грех». Самоубийц запрещено отпевать и поминать, но есть исключения для тех, кто покончил с собой, будучи психически больным, в невменяемом состоянии. Церковь не отпевает самоубийц не потому, что желает им отомстить или наказать их. Своим отказом она предупреждает еще живых: «Это не выход!».
Есть реальная история о священнике окормлявшем воинскую часть. В один прекрасный день к нему прибежали военнослужащие с просьбой отпеть застрелившегося солдата. Несмотря на уговоры он отказался, после чего его обвинили в формализме и двери военной части для него оказались закрыты. А спустя полгода после службы в храме подходит к нему офицер, яростнее всего осуждавший его в день смерти своего сослуживца, бухается на колени и благодарит: — Ты меня от смерти спас! Вчера такая хмарь на душе была, уж к пистолету потянулся, хотел точку поставить… А тут вспомнил, что Алешку-то ты отпевать за это не стал. И остановился. Лег спать, а наутро уже все прошло…
Над омутом
Воспоминание о Боге спасало многих отчаявшихся людей. Народные предания сохранили немало историй, когда потенциальный самоубийца был остановлен волей свыше. Вот тоже реальная история про сельского замкнутого мужика лет сорока, плотника, жившего бобылем. Возможно от одиночества к нему стали чаще приходить мысли о самоубийстве. Не зная, с кем поделиться жуткими мечтами, которые всё сильнее им овладевали, он стал ходить в сельскую церковь. По дороге ему приходилось переходить мост, а невдалеке, под обрывистым берегом чернел омут, и это место зачаровывало Ивана. И наконец он решил: «Утоплюсь!». На исповеди он стал заводить со священником разговоры о самоубийстве. Мысль сделалась навязчивой и неотступной, Иван терял над собой власть — так хотелось скорее броситься в омут. Сладко и жутко замирало сердце. Священник был добр и мудр. Он понимал, что Иван не отступится от своих безумных планов и положился на волю Божью. Когда плотник в очередной раз с горящими глазами стал рассказывать, как тянет его наложить на себя руки, духовник заявил: «Топись! Только перед этим скажи: Господи, благослови». Когда заглянув в бездонный омут Иван размашисто перекрестился, последний раз поднял глаза к небу, крикнул: «Господи, благослови утопиться!» и шагнул вниз. Он плохо понял, что произошло. Неведомая сила отбросила его на берег так, что он отбил спину и затылок. Как получилось, что вместо падения вниз, он взлетел вверх и упал далеко от края обрыва? Кто швырнул его гневно, словно щенку? Если есть высшая сила, значит, есть ад, куда он едва не угодил. Больше Иван не задумывался о безвременной лютой смерти, поменял нрав на веселый, и стал помогать неимущим односельчанам бесплатно – ради Бога.
Приговор для ребёнка
В клятве Гиппократа сказано: «я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». В современной клятве врача РФ обещано: «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Устоит ли российское законодательство против западной моды?
Еще одна нашумевшая история: В апреле 2018 года в Британии развивается драма, которая стала возможна из-за легализации эвтаназии. В одной из клиник врачи решили отключить от аппарата искусственного жизнеобеспечения двухлетнего Элфи Эванса, страдавшего редким дегенеративным заболеванием. Родители были против, но врачи клиники обратились в суд, чтобы тот легализовал их действия (фактически убийство младенца). Пикантность ситуации состоит еще в том, что перед отключением аппарата произошло улучшение – сначала ребёнок начал дышать при помощи кислородной маски, затем без неё. Родители Элфи решили продолжить лечение сына в Италии, но врачи клиники, где он находился, не разрешили сделать это. Было прошение о помощи к королеве Британии и папе Римскому. Возмущённые британцы протестуют, возникает стихийный митинг. Италия дала Элфи своё гражданство, была готовность эвакуации ребёнка в Рим, но английские власти воспрепятствовали этому. В результате перипетий ребенок все-таки умер. Вот логическое развитие закона об эвтаназии — от добровольной к принудительной. Пока россиян хранят от нее Господь и Уголовный кодекс.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об эвтаназии говорится так: «Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву о долгостраждущем («Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси»). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (см.: 1 Цар. 2,6). В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (Иов.12,10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией: Не убивай (Исх.20,13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). С христианской точки зрения, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. У христианина есть право на отказ от усилий по продлению своей жизни. Но нет права на усилие, ведущее к прекращению жизни.
И еще нужно помнить, что каждый из нас здесь живет не один и не только для себя. С нами связана жизнь других людей. Бывает так, что страдания другого человека есть повод для проявления силы других. Поэтому нельзя решить проблему эвтаназии, только замыкаясь на том, что испытывает или не испытывает сам больной.
И в заключении:
Медицина с латинского языка означает «лечебное искусство», или «искусство исцелять». Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни.
Последние новости
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Туймазах
Специалисты Роспотребнадзора помогут с вопросами о ВИЧ.
Необоснованные ограничения в закупках: Разбор ситуации
Критика действий заказчиков в процессе проведения тендеров.
Заседание административной комиссии в Сибае
Обсуждение 35 дел об административных правонарушениях.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку