Придут на помощь и по воздуху, и по земле: как работает санитарная авиация в Башкирии?

В новостной повестке Башкирии то и дело появляется информация о том, что из городов и районов нашей республики в уфимские больницы экстренно транспортировали тяжелобольных пациентов.

Фото:Ляйсан Закирова

В новостной повестке Башкирии то и дело появляется информация о том, что из городов и районов нашей республики в уфимские больницы экстренно транспортировали тяжелобольных пациентов. Например, совсем недавно «Башинформ» писал о том, что таким образом спасли жизнь новорожденному малышу из Нефтекамска . Из-за отслойки плаценты ребенок родился раньше срока весом всего в 1630 граммов. За 40 минут мальчика вертолетом доставили в Уфу, в детскую республиканскую больницу. По воздуху в Уфу был перевезен и подросток, впавший в кому после получения  травмы головы в детском лагере в Сибае . Когда счет идет на минуты, на помощь врачам приходит «винтокрылая скорая». В распоряжении наших докторов есть два вертолета «Ансат» и шесть реанимобилей. Журналист информационного агентства «Башинформ» из первых уст узнал об особенностях работы и задачах санавиации.

Новые вертолеты – новые возможности работы

Два вертолета «Ансат» в Башкирии появились совсем недавно. Один борт закупили по федеральной программе в 2020 году. Второй передали годом позже. Закупка воздушных судов, оборудованных всем необходимым, дала новый виток развития санитарной авиации в республике. До этого пациентов эвакуировали на самолетах Ан-2 и вертолетах «Робинсон». Но они не были предназначены для перевозки больных в тяжелом состоянии. Кроме того, самолеты могли сесть не везде.

«"Робинсоны" были двухместными. И эвакуировать больных на них не было возможности. А самолет мог садиться не везде, ему нужна была взлетно-посадочная полоса, хотя бы гравийная. Поэтому не во все населенные пункты можно было на них полететь. А «Ансаты» садятся легко на небольшом участке, которые мы самостоятельно подбираем с воздуха. Никакая предварительная подготовка не нужна», - разъяснил заместитель генерального директора по организации авиационных работ Ренат Усманов.

Фото:Ляйсан Закирова

«Реагируем без промедления»

Служба санитарной авиации в республике представлена тремя подразделениями: взрослое население обслуживают специалисты РКБ имени Куватова, к детям на помощь приходят врачи РДКБ, а коллектив перинатального центра выезжает по акушерско-гинекологическому профилю, к беременным, роженицам и новорожденным малышам.

Подключение санитарной авиации – не всегда про эвакуацию. Коллеги из районных и городских больниц могут позвонить и просто для консультации, и для того, чтобы вызвать специалистов для помощи на местах. Например, бывает так, что доктора республиканской клинической больницы направляются в районы, чтобы помочь провести сложную операцию. И только в экстренных случаях, когда оказать помощь на месте невозможно, пациентов забирают в Уфу. 

«Давайте на примере объясню, как работает наше отделение. Например, к нам поступил вызов по хирургическому профилю. Мы тут же связываемся с дежурным врачом, передаем информацию о пациенте. Специалист принимает решение, нужно ли выезжать, потребуется ли помощь докторов другого профиля. В течение 30-40 минут мы собираем бригаду и отправляемся в путь. Всегда реагируем без промедления», - говорит заведующий отделением санитарной авиации РКБ им. Куватова, главный внештатный специалист минздрава РБ по санавиации Феликс Сакаев.

Феликс Сакаев, главный внештатный специалист минздрава РБ по санавиацииФото:Валерий Шахов

Звонки круглосуточно принимают диспетчеры. Они незамедлительно связываются с необходимым врачом, стыкуют медицинскую бригаду с водителями и пилотами.

Диспетчерская служба отделения санавиации РКБ им. Г. КуватоваФото:Валерий Шахов

Добираются и по земле, и по воздуху

В распоряжении санитарной авиации есть не только вертолеты, но и реанимобили. Машины используются, когда помощь требуется в населенных пунктах, расположенных недалеко от Уфы. Либо если состояние больного терпит приезда специалиста. По протоколу, воздушные суда должны быть использованы, только когда требуется экстренная эвакуация или в критической ситуации, если время играет не в пользу больного. Ну и конечно, «Ансаты» остаются в ангарах при нелетной погоде.

«Вот, например, сегодня нужно эвакуировать беременную из Баймака. Но горы закрыты, погоды нет. Поэтому поехали на машине», - рассказывает Феликс Сакаев.

«В основном нелетные условия бывают в осенне-весенний период, часто осадки, туман, сильный ветер. Ну и определенную трудность накладывает то, что наша республика географически сложная. Восточная часть республики горная, и это накладывает дополнительные трудности для полетов, особенно в непогоду. Поэтому нам вдвойне приходится непросто: и погоду успевать анализировать, и местность», - делится спецификой своей работы пилот Рустам Кутлуяров.

Бывает и так, что одновременно требуются и вертолеты, и кареты неотложной помощи. В последний раз сразу несколько бригад выезжали на место массовой аварии в Благоварском районе. Тогда при столкновении пассажирского автобуса погибли шесть человек.

«Мы двоих с места аварии забрали на вертолете, троих увезли в больницу на автомобильном транспорте. Были задействованы травматологи, урологи, хирурги», - сообщил Феликс Сакаев.

Фото:Валерий Шахов

Эвакуация за пределами Башкирии

Санитарная авиация работает и за пределами республики. Бригаде врачей иногда приходится эвакуировать уроженцев Башкирии, по каким-то причинам оказавшихся на больничной койке в других областях. Например, водитель Сергей Кирьянов недавно вернулся из Саратова. Путь туда-обратно преодолели за сутки. Перевезли нашего земляка, который пострадал в аварии.

«Подменяя друг друга с еще одним водителем, проехали 950 км туда, 950 км обратно. Нам было не тяжело, потому что привыкли постоянно быть за рулем. Для меня сложнее дается трасса в нашем Зауралье. Там и серпантины, и горы, и непредсказуемая погода. А тут фактически по прямой, поэтому ехали без остановок. Ведь наша задача – как можно быстрее доставлять больного до наших больниц. Выезжать в другие регионы приходится часто. Ведь как говорит Глава республики, своих не бросаем!» - рассказал Сергей Кирьянов.

Фото:Валерий Шахов / Сергей Кирьянов работает в санавиации с 1995 года.

Логистика продумана до мелочей

Наряду с приобретением двух вертолетов «Ансат», в Уфе подготовили две вертолетные площадки. Как писал в соцсетях Радий Хабиров , таким образом, два года назад в республике запустили штатную работу санитарной авиации региона.

Одна площадка находится на территории перинатального центра, вторая – рядом с клиникой БГМУ на улице Зорге. Сейчас строится еще одна на территории ожогового центра. Чаще всего специалисты используют посадочную зону в Зеленой роще. Она удобна тем, что скрыта от посторонних глаз, у случайных прохожих нет возможности наблюдать за происходящим и мешать работе врачей. Кроме того, от перинатального центра легко добраться до больниц.

«Рядом находится роддом, 22-я больница, детская республиканская больница, кардиодиспансер, центр переливания крови. В 15 минутах езды - 21-я больница и наша РКБ», - поясняет заведующий отделением санитарной авиации РКБ им. Куватова Феликс Сакаев.

Удобное расположение площадки позволяет за час всей команде собраться вместе и вылететь. Воздушные суда «живут» на территории столичного аэропорта. Как только приходит информация от диспетчера, борт прилетает к перинатальному центру, забирает прибывших врачей и направляется к месту назначения.

Как ранее писал «Башинформ» , к 2024 году в Башкирии планируется создать территориальную сеть из 10 вертолетных площадок санитарной авиации. Три – в башкирской столице, по одной — в Баймаке, Белорецке, Нефтекамске, Октябрьском, Стерлитамаке, Аскино и Месягутово. Это поможет нашим врачам еще быстрее оказываться в разных уголках нашей республики, там, где больше всего нужна их помощь.

Справка

Станция санитарной авиации при «Куватовской» больнице была создана в 1936 году. Одна вертолетная площадка находилась в районе ожогового центра (сейчас местность застроили), другая - где Конгресс-холл, и третья на ипподроме «Акбузат» (их закрыли). Вспоминая об уфимской «вертолетке» на Зорге, нельзя не затронуть трагедию, произошедшую в ночь с 3 на 4 июня 1989 года на перегоне Улу-Теляк — Аша. Тогда санавиация республики сыграла большую роль при спасении людей.

«Тогда в Уфе около ожогового центра была срочно организована вертолетная площадка, которой теперь уже нет. Потом в течение десяти дней перевозили практически со всех районов республики донорскую кровь для пострадавших. Для помощи пострадавшим была поднята в воздух вся санавиация, задействовано более десяти воздушных судов», - вспоминал Дмитрий Торопов , гендиректор региональной компании «РусАвиа», которая в тот период сотрудничала с РКБ.

Сейчас в диспетчерскую службу отделения санавиации в больнице имени Куватова в среднем поступает 70-80 обращений в сутки. С 2020 года «Ансаты» произвели более 400 эвакуаций. 120 вылетов было только в этом году.

Работа финансируется в том числе и за счет федеральных субсидий, предоставляемых в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения».

"Начинка" реанимобилей санавиацииФото:Валерий Шахов Автор:Ляйсан Закирова

Последние новости

Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Туймазах

Специалисты Роспотребнадзора помогут с вопросами о ВИЧ.

Необоснованные ограничения в закупках: Разбор ситуации

Критика действий заказчиков в процессе проведения тендеров.

Заседание административной комиссии в Сибае

Обсуждение 35 дел об административных правонарушениях.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Лысьве

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *